Исследовательский центр

международного и сравнительного права

RU | EN

Начало
О центре
Эксперты
Семинары
Исследования
Консультация
Арбитраж
Поддержка
События
Контакты



События



ИНКЛАРК провел семинары по разрешению споров в рамках ВТО


Эксперты Исследовательского центра ИНКЛАРК в сентябре - октябре 2014 г. провели серию семинаров для сотрудников компаний-производителей оборудования по тематике защиты интересов и разрешения споров в системе ВТО. В рамках семинаров были на практических примерах разобраны ситуации, связанные с инициированием защитных и антидемпинговых расследований, практика разрешения споров в рамках ВТО и актуальные вопросы защиты интересов российский производителей в сфере многосторонней торговли. 

Тематика семинаров охватывала следующие вопросы: 

1. Соглашения ВТО в структуре международного права. Проблема применения норм 

соглашений, заключенных за рамками ВТО, между её участникам к обязательствам 

сторон в рамках многосторонней торговой системы (в отношении охраны окружающей 

среды, энергетики и т.п.).

2. Проблема прямого действия соглашений ВТО и возможности защиты на основании 

норм соглашений ВТО в судах ЕС, США, Японии, Китая, других стран. Условия и 

границы применения норм соглашений ВТО в судах Российской Федерации и Суде 

ЕврАЗЭС. 

3. Регулирование торговли товарами в рамках ВТО

4. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО

5. Интеллектуальная собственность в ВТО; Стандарты защиты прав на объекты 

интеллектуальной собственности в рамках ВТО (Соглашение по торговым аспектам 

прав на интеллектуальную собственность).

6. Инвестиционное сотрудничество в ВТО

7. Создание препятствий в международной торговле: технические барьеры, санитарные и 

фитосанитарные меры и т.п.

 8. Допустимые и недопустимые меры поддержки национальных производителей 

(субсидирование, квотирование, неколичественные ограничения) и условия их 

применения.

9. Разрешение споров в рамках ВТО. Процедура рассмотрения спора 

- Характеристика процессуального статуса сторон спора, их представителей

процедура спора 

- Подготовка материалов и обоснований для представления консолидированных позиций 

представителей бизнеса по вопросам защиты интересов хозяйствующих субъектов в 

рамках ВТО

- Правила процедуры инициирования и рассмотрения спора

- Распределение бремени доказывания в зависимости от категории, допустимые 

доказательства, правила приема и рассмотрения доказательств, 

- Применимое право и границы рассмотрения спора

- Допуск сторон и третьих лиц в процесс

- Допуск представителей сторон и третьих лиц в процесс

- Процедуры обжалования, основания и границы обжалования

- Основные механизмы противодействия исполнению решений)

10. Обзор основных обязательств России в рамках ВТО. Методика изучения протокола 

о присоединении и приложений к нему с целью уточнения обязательств России и других 

государств в рамках ВТО 

11. Особенности регулирования торговли, осуществляемой государственными 

компаниями и компаниями с государственным участием.

 

В Государственной Думе состоялся круглый стол "Развитие и поддержка импортозамещения. Правовые аспекты".

 

2 июня по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе состоялся круглый стол "Развитие и поддержка импортозамещения. Правовые аспекты". Вел заседание  заместитель председателя комитета ГД по финансовому рынку, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Анатолий Аксаков.

Эксперты Центра ИНКЛАРК предложили ряд мер, направленных на защиту отечественных производственных отраслей от возросшего импорта в условиях членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). 

Проведение круглого стола коррелировало с поручением Президента РФ проанализировать возможность конкурентоспособного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве.

Становясь членом ВТО, Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств, которые причиняют ущерб национальным производственным отраслям.

При этом в отношении российских товаров на зарубежных рынках действуют серьезные ограничения. Так, по данным Минэкономразвития России по состояниюна 1 мая 2014 года 19 стран применяют защитные меры в отношении российских товаров, действуют 82 меры, в том числе 40 антидемпинговых пошлин 38 нетарифных мер, включая технические барьеры и запреты на импорт.  

Также проводятся 9 расследований и 8 пересмотров антидемпинговых мер (по результатам обычно происходит их продление). Количество ограничений в отношении российских товаров увеличивается ежегодно.

Многие меры были введены ещё до вступлении России в ВТО и до настоящего времени не отменены. Соответственно можно с уверенностью говорить, что при открытости российского рынка, Россия не получает преимуществ за рубежом. Национальное производство несет убытки, закрываются предприятия, остаются без работы люди.

Ярким примером такой ситуации является ввоз в Россию прицепной техники. Здесь существует ряд проблем:

  1. При наличии развитого производства в России импорт новой зарубежной техники растет. Согласно имеющейся статистике за период с 2011 по 2013 г. импорт автоцистерн в стоимостном выражении вырос почти в 2 раза (с 51 млн. долларов до 92 млн. долларов).

При этом зачастую такая техника не соответствует российским ГОСТам, а её поставка в Россию по заниженным ценам осуществляется за счет скрытого субсидирования и демпинга. В частности, такая ситуация имеет место в отношении техники из Турции.

  1. Кроме того, значительную угрозу представляет собой ввоз техники б/у, прежде всего из стран ЕС. Стоимость таких прицепов, часто старше 7 лет, в 3-4 раза стоимости новых, произведенных в России. Конкурировать с ними российские предприятия не могут.
  2.  Осмотр технического состояния такой техники производится формально (в проведении этих процедур участвуют тысячи юридических лиц (являющиеся "органами по сертификации", "аккредитованными испытательными лабораториями", "операторами техосмотра") которые слабо контролируются и не несут практически никакой ответственности за свои действия).

Следует отметить, что другие государства-члены БРИКС активно защищают свой рынок от б/у техники. Так, Китай, в отличие от Российской Федерации, не принимал на себя обязательств при присоединении к ВТО относительно ставок тарифов и допуска на рынок бывших в употреблении иностранных автомобилей. Допуск таких ТС запрещен.

В Бразилии запрет на ввоз импортных автомобилей существовал с 70х годов, т.е. до присоединения данной страны к ВТО в 1995г. и сохраняется до настоящего момента. Индия приняла обязательства только в отношении группы 871610 (трейлеры для проживания и кемпинга), при этом уровень связанной пошлины составляет 40 %. В остальном, Индия вправе применять тарифы, которые сочтет необходимыми.

В связи с изложенным экспертами Центра ИНКЛАРК было предложено:

- изучить опыт иностранных государств в защите их внутреннего рынка, обеспечения соответствия транспортных средств обязательным стандартам;

- использовать механизмы, допустимые в рамках ВТО, для защиты от возросшего импорта (защитные меры в виде квотирования импорта, введения защитных импортных пошлин, включая предварительные защитные меры);

- принять комплекс законодательных и административных мер для пресечения ввоза транспортной техники, не соответствующей обязательным техническим нормам.

В МГУ в рамках Модели ООН МГУ 2014 прошла лекция эксперта Центра INCLARC



26-го января в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова прошла лекция эксперта Центра в рамках Модели ООН МГУ 2014 на тему «Современные особенности функционирования Международного права».

Модель ООН МГУ представляет возможность молодым ученым участвовать в заседаниях органов ООН и организаций, входящих в систему ООН. Целью Модели является исследование новых аспектов наиболее актуальных политических проблем современности. 

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова уже в восьмой раз готов принять в своих стенах новых активных, инициативных и талантливых участников Модели ООН. Модель ООН стала неотъемлемой частью студенческой жизни университета.

Дружная команда Секретариата Модели смогла создать проект,который собирает свыше 200 человек из разных регионов России и мира.

В рамках Модели ООН:

  • Совет Безопасности приложит все усилия, чтобы рассмотреть влияние сирийского вопроса на проблемы региональной безопасности.
  • МАГАТЭ обсудит методы по укреплению ядерной безопасности Исламской Республики Пакистан.
  • Совет по правам человека рассмотрит не менее актуальную проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
  • Относительно молодой орган модели ООН МГУ, который занимается вопросами образования, науки и культуры – ЮНЕСКО, в этом году будет обсуждать проблему преодоления электронно-цифрового разрыва между развитыми и развивающимся государствами в социальной сфере. 

В своей лекции эксперт Центра осветил актуальные проблемы, связанные с работой органов ООН и их компетенциями, а также ответил на вопросы участников Модели ООН по международному праву.

Эксперты Центра примут участие в конференции Европейской ассоциации международного права


 

Европейская ассоциация международного права совместно с Университетом г. Тарту проведут в Таллине 12-13 июня международную конференцию.
 
Конференция соберет юристов-международников со всех континентов. 
 
В ходе конференции будут обсуждены в том числе вопросы участия России в международных отношениях на современном этапе. 
 
Эксперты Центра примут участие в данном мероприятии. 
 

Соглашение об упрощении торговли - Продолжение публикаций по итогам 9-й Министерской конференции ВТО (о. Бали, 3-7 декабря 2013г.)

 

Данное соглашение разработано в целях уточнения и расширения трёх обязательств, которые уже содержались в Генеральном соглашении о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ ‘47, предшественник ГАТТ ‘94г., инкорпорировавшего ГАТТ ’47 в рамках Соглашений Уругвайского раунда переговоров ВТО).

Это обязательства, касающиеся:

-         свободы транзита (ст. V ГАТТ)

-         сборов и процедур оформления связанных с импортом и экспортом (ст. VIII)

-         опубликованием правовых актов и администрированием в сфере торговли 

По оценкам ОЭСР  снижение издержек на осуществление международной торговли на 1 процент (речь идет об издержках на оформление торговых операций, документальное обеспечение и т.п.) приносит доход в размере 40 миллиардов долларов, в то время как новое Соглашение об упрощении торговли может снизить расходы на осуществление торговых операций на 14,5 процентов для стран с низким доходом и на 10 процентов для стран с высоким доходов. Согласно другим расчетам существенное упрощение международной торговли на уровне того, как это предусматривается новым Соглашением может привести к росту мирового ВВП на 1 триллион долларов (http://www.ustr.gov/about-us/press-office/fact-sheets/2013/December/WTO-Trade-Facilitation-Agreement).

Установлен перечень информации о правовом регулировании и административных процедурах, связанных с международной торговлей, которая должна публиковаться на недискриминационной основе и быть легко доступной  для участников международных торговых операций (п. 1.1. ст. 1 Соглашения) 

Определено, какая из этой информации должна быть доступна посредством сети Интернет (п.2.1. Соглашения). Там, где это практически возможно, такая информация должна быть размещена на одном из официальных языков ВТО (п. 2.2. ст. 1 Соглашения).

Зафиксирована обязанность государств-членов по созданию консультативных пунктов, где другие государства, участники международных торговых операций и другие заинтересованные стороны смогут получить информацию, которая должна публиковаться в соответствии с Соглашением. При этом государства-члены таможенных союзов могут создать региональный консультационных пункт для выполнения своих обязательств, вытекающих из данного Соглашения (п. 3 ст. 1 Соглашения).

Установлена обязанность государств обеспечить возможность принятия предварительных решений.

Предварительным является решение в письменной форме предоставленное заявителю до ввоза товара на территорию, определяющее меры, которое государство примет в момент ввоза товара.

Государства обязаны предусмотреть возможность их вынесения в отношении (п. 9 (а) ст. 3):

- тарифной классификации товара;

- определения места его происхождения.  

Кроме того, государствам рекомендуется предусмотреть возможность предварительных решений в отношении:

- надлежащих методов и критериев определения таможенной стоимости в отношении конкретных наборов обстоятельств;

 

- применения требований государства-члена в отношении освобождений от таможенных пошлин;
- применения требований государства-члена в отношении квот, в том числе тарифных;
- в отношении других вопросов, по которым государство-член усмотрит необходимость предварительных решений.

 

Причем такие решения должны быть приняты в разумный срок в отношении заявителя, который подал обращение в соответствии с установленными требованиями. Такое решение должно быть действительно в течение разумного периода времени, за исключением случаев изменения законодательства и обстоятельств. При этом такое предварительное решение должно связывать государство в отношении заявителя, а в случае если это установлено государством – и заявителя. Заявитель должен быть предварительно уведомлен в случае отзыва или изменения предварительного решения.

В отношении процедур таможенных проверок товаров вводится правило, согласно которому при взятии проб, в случае неудовлетворительного результата, государство должно предоставить возможность взять пробы или образцы повторно. Государство несет обязанность рассмтреть результаты повторного взятия проб и, если это местно, вправе принять их во внимание при принятии решения.

Соглашение предусматривает ряд мер для ускорения товарооборота и прохождения таможенных границ. Например,  помимо необходимости ввести возможность электронной уплаты таможенных пошлин и сборов, предварительного декларирования,  предусматривается также необходимость предусмотреть процедуры выпуска товаров до конечного определения таможенных пошлин и сборов (условием может являеться предоставление гарантии или депозита) (ст. 6.3 Соглашения)

При этом сумма гарантии может быть взыскана в счет уплаты недоимок и штрафов.

Кроме того, в качестве ещё одной меры упрощения международной торговли ст.6.7 предусматривает введение упрощенных процедур импорта, экспорта и транзита в отношении таможенных операторов – лиц, прошедших особые процедуры аккредитации. Соглашение также указывает, в каких конкретно мерах может выражаться предоставленное таможенным операторам упрощение процедуры.

Следует отметить, что Соглашение в целом предписывает государствам-членам использовать такие процедуры и формальности, которые в наименьшей степени ограничивают торговлю, если существует несколько альтернативных мер, которые позволяют достигнуть необходимых целей, не сохранять тех процедур, которые более не требуются (ст. 10.1 Соглашения), а также использовать международные стандарты (ст. 10.3 Соглашения).

В отношении транзита Соглашение предписывает, что процедуры оформления транзита и таможенный контроль должны быть ограничены вопросами:

- идентификации товаров;

- обеспечения соблюдения требований к транзиту.

При этом к транзиту не применяются не только пошлины, но и требования технических регламентов и процедуры оценки, как они понимаются в соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле. 

 
 

 



•  Начало
•  О центре
•  Эксперты
•  Семинары
•  Исследования
•  Консультация
•  Арбитраж
•  Языковая поддержка
•  События
•  Контактная информация