Исследовательский центр

международного и сравнительного права

RU | EN

Начало
О центре
Эксперты
Семинары
Исследования
Консультация
Арбитраж
Поддержка
События
Контакты



Центром ИНКЛАРК проанализированы основания введения и оспаривания санкций против России в ВТО. Часть 1.
08.08.2014

Центром ИНКЛАРК проанализированы основания введения и оспаривания санкций против России в ВТО. Часть 1.



Экспертами Центра ИНКЛАРК были проанализированы правовые основания введения экономических санкций против Российской Федерации в контексте членства во Всемирной Торговой Организации.

В рамках анализа были проанализированы соответствующие акты США, ЕС и других государств. 

В этом материале мы попытаемся ответить на вопросы о том, на каком основании санкции введены и как они могут быть оспорены применительно к США. В последующих материалах мы также проанализируем санкции ЕС и других государств. 

Отметим, что те же основания могут пытаться использовать и партнеры России для оспаривания её ответных мер (в частности, запрета на импорт продовольствия, введенный 6 августа 2014 г.) Поэтому понимание механизма применения санкций в условиях членства в ВТО, а также возможных путей и оснований их оспаривания чрезвычайно важен в современных условиях. 

Тем более, что на профессиональном уровне вопросами применения и оспаривания санкций в ВТО никто в России не занимался, а все исследования по данному вопросу имели место исключительно за рубежом. На данный момент единственная развернутая c правовой точки зрения и существующей практики позиция высказана здесь.

Итак, прежде всего, необходимо остановиться на целях санкций, которые продекларированы США. 

В первую очередь такой целью является обеспечение национальной безопасности США и внешней политики.  Такой вывод можно сделать из анализа административных распоряжений Президента США. Однако, Закон "О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности на Украине" от 4 марта 2014 г. № H.R. 4152 (подписан 3 апреля 2014 г.) также предусматривает ряд положений свидетельствующих о том, что санкции могут быть введены не только вследствие угрозы национальной безопасности, но и вследствие нарушения прав человека, которые, однако, ещё не получили отражения в Административных распоряжениях Президента США о введении санкций, но могут быть использованы. 

Проанализировав цели санкций мы можем обратиться к их правовым основаниям. То, что санкции противоречат нормам ВТО неоднократно указывалось Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым и  Министром экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаевым, директором Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М.Ю. Медведковым.

Чему именно они противоречат?

Прежде всего здесь нужно отметить, что США не вводили запрета импорта. В актах о санкциях прямо указывается, что он не применяется.

Однако, существует ряд других ограничений:

1. Запрет экспорта товаров как основание для оспаривания санкций (нарушение ст. XI ГАТТ)

2. Ряд ограничений в части услуг, а именно:

- невозможность для  лиц, в отношении которых введены санкции, предоставлять услуги на территории США, а также в адрес лиц США и их иностранных филиалов, поскольку от них запрещено принимать услуги и в данном случае исключение в части импорта не действует (оно касается только товаров).

- невозможность получения услуг от данных лиц всем национальным лицам США

- невозможность для лиц, в которых «подсанкционные» лица имеют доли, предоставлять услуги

- невозможность получения услуг от лиц, в которых «подсанкционные» лица имеют доли, для всех национальных лиц США

Эти ограничения являются нарушениями ст. ст.  II, XVI  и XVII ГАТС

3. Ограничения платежей, что является нарушением ст. ст. XI ГАТС. В соответствии с данной статьей за исключением обстоятельств, предусмотренных в статье XII (меры в связи с дефицитом платежного баланса), член не применяет ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающихся его специфических обязательств.

4. Ограничения перемещений физических лиц и, как следствие, Нарушение Приложения к ГАТС по перемещению физических лиц, поставляющих услуги.

5. Нарушение процедуры ввода ограничений в рамках ст. XIV bis ГАТС 

Данная статья, так же как и ст.XXI ГАТТ, предусматривает возможность для государства-члена вводить ограничения уступок в сфере услуг при необходимости защиты существенных  интересов его безопасности, однако в отличие от ГАТТ предусматривает, что совет по торговле услугами информируется о мерах и об их прекращении в наиболее полной возможной степени.  Насколько нам известно, США нарушили такое обязательство по информированию, а процедурные нарушения в ВТО согласно сложившейся практике являются не менее значимыми, чем нарушения по существу и так же влекут необходимость отмены принятых мер.

Возникает вопрос, неужели западные государства пошли на столько явных нарушений международных обязательств в рамках ВТО?

Само по себе нарушение обязательств в рамках ВТО не является редкостью, особенно со стороны развитых государств.

Например, страны "Большой Двадцатки" лидируют по количеству введенных торговых ограничений, большая часть которых противоречит соглашениям ВТО. Подробнее об этом мы писали ранее.

Однако в данном случае ситуация несколько сложнее.

ГАТТ содержи 2 базовых исключения из режимов многосторонней торговой системы, которые могут быть применимы в случае введения санкций. Аналогичные исключения содержит и ГАТС в отношении торговли услугами.

Речь идет о ст. XX и ст. XXI ГАТТ и ст. XIV и XIV bis ГАТС.

Так, ст. XX ГАТТ позволяет вводить ограничения торговли для защиты общественной морали, жизни и здоровья человека.  

Хотя в данной статье ничего не говориться о защите прав человека, именно она на практике применяется для обоснования экономических санкций против государств, в которых констатируется наличие нарушений прав человека либо в связи с такими нарушениями.

Ст. XXI ГАТТ позволяет вводить ограничения торговли по мотивам обеспечения национальной безопасности. В предыдущие годы основные экономические санкции вводились именно по этим мотивам. Тем не менее, Ни в одном из споров в рамках ГАТТ/ВТО данная норма не получила тщательного рассмотрения в практике, а возникавшие споры как правило либо оканчивались ничем (в связи с достижением договоренностей вне рамок ГАТТ или блокировкой рассмотрения споров, что было возможно в период действия ГАТТ до ВТО в период с 1947 по 1994 г.) либо самоликвидировались по прошествии времени в связи с устранением причин по которым были введены санкции.

Несмотря на это за 70 лет выработалась практика применения данных статей и ряд принципов, по которым можно судить о том, введена ли санкция на основании данных исключений правомерно или нет.

Эти принципы мы рассмотрим в следующей публикации.

 

 

 



•  Начало
•  О центре
•  Эксперты
•  Семинары
•  Исследования
•  Консультация
•  Арбитраж
•  Языковая поддержка
•  События
•  Контактная информация