Исследовательский центр

международного и сравнительного права

RU | EN

Начало
О центре
Эксперты
Семинары
Исследования
Консультация
Арбитраж
Поддержка
События
Контакты



В Государственной Думе состоялся круглый стол
03.06.2014

В Государственной Думе состоялся круглый стол "Развитие и поддержка импортозамещения. Правовые аспекты".



2 июня по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе состоялся круглый стол "Развитие и поддержка импортозамещения. Правовые аспекты". Вел заседание  заместитель председателя комитета ГД по финансовому рынку, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Анатолий Аксаков.

Эксперты Центра ИНКЛАРК предложили ряд мер, направленных на защиту отечественных производственных отраслей от возросшего импорта в условиях членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). 

Проведение круглого стола коррелировало с поручением Президента РФ проанализировать возможность конкурентоспособного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве.

Становясь членом ВТО, Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств, которые причиняют ущерб национальным производственным отраслям.

При этом в отношении российских товаров на зарубежных рынках действуют серьезные ограничения. Так, по данным Минэкономразвития России по состоянию на 1 мая 2014 года 19 стран применяют защитные меры в отношении российских товаров, действуют 82 меры, в том числе 40 антидемпинговых пошлин 38 нетарифных мер, включая технические барьеры и запреты на импорт.  

Также проводятся 9 расследований и 8 пересмотров антидемпинговых мер (по результатам обычно происходит их продление). Количество ограничений в отношении российских товаров увеличивается ежегодно.

Многие меры были введены ещё до вступлении России в ВТО и до настоящего времени не отменены. Соответственно можно с уверенностью говорить, что при открытости российского рынка, Россия не получает преимуществ за рубежом. Национальное производство несет убытки, закрываются предприятия, остаются без работы люди.

Ярким примером такой ситуации является ввоз в Россию прицепной техники. Здесь существует ряд проблем:

  1. При наличии развитого производства в России импорт новой зарубежной техники растет. Согласно имеющейся статистике за период с 2011 по 2013 г. импорт автоцистерн в стоимостном выражении вырос почти в 2 раза (с 51 млн. долларов до 92 млн. долларов).

При этом зачастую такая техника не соответствует российским ГОСТам, а её поставка в Россию по заниженным ценам осуществляется за счет скрытого субсидирования и демпинга. В частности, такая ситуация имеет место в отношении техники из Турции.

  1. Кроме того, значительную угрозу представляет собой ввоз техники б/у, прежде всего из стран ЕС. Стоимость таких прицепов, часто старше 7 лет, в 3-4 раза стоимости новых, произведенных в России. Конкурировать с ними российские предприятия не могут.
  2.  Осмотр технического состояния такой техники производится формально (в проведении этих процедур участвуют тысячи юридических лиц (являющиеся "органами по сертификации", "аккредитованными испытательными лабораториями", "операторами техосмотра") которые слабо контролируются и не несут практически никакой ответственности за свои действия).

Следует отметить, что другие государства-члены БРИКС активно защищают свой рынок от б/у техники. Так, Китай, в отличие от Российской Федерации, не принимал на себя обязательств при присоединении к ВТО относительно ставок тарифов и допуска на рынок бывших в употреблении иностранных автомобилей. Допуск таких ТС запрещен.

В Бразилии запрет на ввоз импортных автомобилей существовал с 70х годов, т.е. до присоединения данной страны к ВТО в 1995г. и сохраняется до настоящего момента. Индия приняла обязательства только в отношении группы 871610 (трейлеры для проживания и кемпинга), при этом уровень связанной пошлины составляет 40 %. В остальном, Индия вправе применять тарифы, которые сочтет необходимыми.

В связи с изложенным экспертами Центра ИНКЛАРК было предложено:

- изучить опыт иностранных государств в защите их внутреннего рынка, обеспечения соответствия транспортных средств обязательным стандартам;

- использовать механизмы, допустимые в рамках ВТО, для защиты от возросшего импорта (защитные меры в виде квотирования импорта, введения защитных импортных пошлин, включая предварительные защитные меры);

- принять комплекс законодательных и административных мер для пресечения ввоза транспортной техники, не соответствующей обязательным техническим нормам.



•  Начало
•  О центре
•  Эксперты
•  Семинары
•  Исследования
•  Консультация
•  Арбитраж
•  Языковая поддержка
•  События
•  Контактная информация